Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого. Мишель де Монтень
Главная
Теория
Игровое проектирование
Игры
Тесты
Об авторах

 

 

 

ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ И АНТИЦИПАЦИИ

Американский психолог Г.С.Холл (1846 - 1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения основных этапов развития человечества) в детских играх. Холл полагал, что в процессе развития ребёнка в разных его играх как бы оживляются типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации.
В детских играх можно заметить приметы этого прошлого - элементы охоты, войны, собирательства, сочинительства, семейного быта и т.п. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее.
Данные исследователи воспринимают обычную беготню детей, их рогатки, стреляющие трубки, луки, как воспроизводство охоты из далёкого прошлого. Детские карнавалы, театральные костюмы, маски, шапочки - отражение культовых церемоний и т.п.
Эта гипотеза происхождения игры возникла на границе биологического и социального. Мы наблюдаем в играх детей некие корни прошлого, но возникают они на базе традиций культуры, на порою неуловимых источниках, питающих игровое воображение детей.
Существует также идея антиципации (предвосхищения) будущего в детской игре. Её сторонник - французский педагог А. Валлон (1879 - 1962). Её гипотеза состоит в следующем: "… Игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже." Игры у мальчиков и девочек различны, ибо обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт.
О временных аспектах игры писал и О.С.Газман, занимавшийся в последние десятилетия ушедшего века игровой деятельностью детей: "Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой - игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма."
Таким образом, приверженцы этих теорий пытаются доказать, что игры, с одной стороны, генетически повторяют прошлое, с другой стороны, предвосхищают будущее, но "работают" на настоящее.

 

А. Валлон

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz